Самоклеящиеся этикетки: виды, применение и способы изготовления
Самоклеящиеся этикетки: виды, применение и способы изготовления
Самоклеящиеся этикетки используют производители, компании, поставщики, маркетплейсы для описания товаров. Стикеры с клеевой основой наносят на продукцию сразу после печати. Яркие наклейки привлекают внимание покупателей, но мало кто задумывается, как создаются самоклеящиеся этикетки. Разберемся, какие функции выполняют наклейки со штрих-кодом.
Зачем клеят стикеры?
Основная задача наклеенной на продукцию этикетки — дать потребителю полезную информацию о предлагаемом товаре. На них размещают текстовые и графические данные:
наименование, состав товара, способы его применения с подробной инструкцией;
Рекламную. Ленты и стикеры на клеевой основе могут сделать товар узнаваемым. Яркий, запоминающийся дизайн наклейки добавляет продукции индивидуальности, выделяет ее среди похожих товаров. Запоминающийся, оригинальный логотип с основной информацией о продукте — эффективный рекламный ход в любой отрасли.
Идентификационную. Наличие штрих-кода помогает покупателю быстро найти данные о производителе или продукте, а продавцу — упростить и ускорить товарооборот. По штрих-коду легче идентифицировать товар на складе.
Самоклеящиеся этикетки популярны за счет высоких практических свойств. Они универсальны, хорошо держатся на продукции нестандартной формы. Перед нанесением не нужно обрабатывать, подготавливать поверхность, что увеличивает скорость маркировки.
Стикеры устойчивы к внешним воздействиям, печатный текст не выгорает на солнце, остается читабельным в условиях повышенной влажности.
Из чего состоит этикетка?
Самоклеящаяся этикетка состоит из:
Основы или подложки. В производстве используют бумагу, пленку, фольгу.
Клеевого слоя. Популярны составы на основе воды, органических растворителей, комбинированные клеи.
Поверхностного или защитного слоя. Финишное покрытие, на которое наносят печать.
Для дополнительной защиты от внешних воздействий наклейки можно покрыть лаком, придать индивидуальность с помощью ламинирования. Недорогие стикеры производят без покрытия, у них непродолжительный срок службы — до 4 месяцев.
Какой материал выбрать для подложки самоклеящейся этикетки? Дешевле обойдется бумажное основание. Используют глянцевую, полуглянцевую или матовую бумагу. Такой материал плотный, гладкий, позволяет создавать наклейки сложной конфигурации, разной толщины. Бумагу используют в флексографической и термотрансферной печати.
Если нужно нанести логотип, штрих-код, другие мелкие детали, специалисты рекомендуют матовую основу. Она многофункциональна, отличается хорошей цветопередачей.
Наклейки с пленочной подложкой дороже бумажных, но превосходят их по практическим свойствам.
В зависимости от сырья выпускают пленки для этикеток:
Полиэтиленовые. Подходят для маркировки нестандартных предметов. Устойчивы к условиям повышенной влажности, воздействию растворителей, химических веществ;
Полипропиленовые. Бывают белыми, прозрачными, матовыми или цветными. Подходят для маркировки медицинских товаров, продуктов питания, косметики, химических средств. Устойчивы к спиртовым растворам, воде и маслам.
Полиэстеровые. Обладают высокой износостойкостью. Сохраняют внешний вид и практические свойства при температуре от –40 до +50 °C.
Биодеградирующие. Устойчивы к механическим повреждениям, быстро разлагаются и безопасны для окружающей среды.
Полимерные наклейки легко клеятся даже на неровные поверхности, долго остаются читабельными при любых погодных условиях. Единственный недостаток в сравнении с бумажными аналогами — сложность утилизации.
Наклейки с фольгированным основанием используют для горячего тиснения. Изображение получается объемным, привлекает внимание.
Листовые — чаще всего продаются в формате А4. В зависимости от нужного размера на каждом может размещаться от 1 до 65 наклеек.
Рулонные — наматываются на картонную или бумажную втулку. Можно выбрать диаметр 26, 40, 76 мм.
Стикеры в рулонах дешевле, листовой материал подходит для всех типов оборудования, даже лазерных принтеров.
Способы нанесения изображений
Создание самоклеящихся этикеток — сложный и многоэтапный технологический процесс, происходящий в типографском цеху. Здесь подготавливают основание, на которое наносят специальный клей. Сверху размещают вощеную бумагу либо другой материал.
Наклейки нестандартной формы изготавливают по специальными ножницами, по технологии ротационной высечки. Фигурные стикеры оригинально смотрятся, долго держатся на неровных, ребристых поверхностях.
Производители используют следующие способы печати:
Цифровую — экономически целесообразный метод при выпуске малых тиражей. Себестоимость одной наклейки практически не меняется при увеличении партии. Отличается высокой детализацией.
Флексовую — принесет выгоду, если тираж от 50 тыс. наклеек. Сразу создает клише, затем краску переносят на подготовленную поверхность под высоким давлением. Картинка на любом материале получается яркой и качественной.
Термотрансферную — создается на специальном принтере. Печать самоклеящихся этикеток на данном оборудовании выгоден даже при небольших тиражах. Наклейки устойчивы к перепадам температур, ультрафиолету. В качестве подложки выступают бумага, синтетические материалы, также используют текстиль или картон.
Термопечать — по технологии схожа с предыдущим вариантом, но по качеству сильно уступает. Главное преимущество метода — низкая цена. Такие этикетки клеят на продукцию, которую хранят не более 3–4 месяцев.
Офсет — предполагает использование картона или бумаги в качестве подложки. Для каждого макета требуется отдельная форма, что делает процесс более длительным и дорогостоящим.
Горячее тиснение — изображение под высоким давлением и воздействием высоких температур переносят на подготовленный материал — пленку, ткань, кожу. Используют голографические, металлизированные красители. Печать тиража в среднем занимает от 24 часов.
Для оригинального дизайнерского оформления стикеров больше подходит последний метод, но он и стоит дороже. Выбор способа изготовления самоклеящихся этикеток зависит от объема партии, сроков и особенностей изображения.